11 класс. Урок 1-2.

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Цели урока, основные понятия, оборудование


Цели урока:

  • познакомить учащихся с учебником;
  • познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;

Основные понятия:

  • безопасность;
  • информатика;
  • информация.

Оборудование:

  • Плакат 1. Техника безопасности.
  • Видео: знаешь ли ты.

Правила техники безопасности — плакат


Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.

Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы, еду и напитки.

Избегайте резких движений и не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера.

Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения учителя.

Входите в класс только с разрешения учителя. Ждите, когда вас пропустит дежурный.

Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками.

Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.


 

Информация в мире

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Л. Кэрролл, «Алиса в Стране Чудес».

 

 

Способы представления данных (числовых, символьных, звуковых, графических и мультимедийных) в памяти компьютера. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. 

Вся информация в компьютере представляется в виде 0 и 1.

Процесс преобразования информации из привычной и удобной нам формы в форму, подходящую для работы компьютера — кодирование.

  Кодирование информации — процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.

 

Двоичное кодирование: все данные представляются в виде 0 и 1.

Соответственно, минимальная единица информации должна включать в себя 0 или 1.

  Бит — минимальная единица информации. Может содержать 0 или 1.

 

Единицы измерения информации:
бит
байт
Кбайт
Мбайт
Гбайт
Тбайт

Задание 1. Единицы измерения информации.

  • Сколько Мбайт информации содержит сообщение объемом 2 в 28 степени бит? (Ответ – одним числом)
  • Сколько бит информации содержит сообщение объемом 16 Кб? (Ответ – степень 2)
  • Сколько байт информации содержит сообщение объемом 512 Гбит? (Ответ – степень 2)
  • Сколько Кбайт информации содержит сообщение объемом 2 в 21 степени бит? (Ответ – одним числом).

Двоичное кодирование числовой информации:

Обычный перевод числа в двоичную систему счисления.

Переведём 154 из десятичной в двоичную.

bin

Получаем 10011010 в двоичной системе.

Двоичное кодирование текстовой информации:

Традиционный подход: все текстовые символы нумеруются по порядку и этот порядковый номер кодируется в двоичную систему.
Важно: помним, что пробел, «перевод каретки» и прочее — тоже символы.

927_v4

Наиболее популярные (с поддержкой кириллицы): windows-1251, koi-8, utf-8, utf-16

Каждая таблица содержит определённое количество символов.

N=2i

Где N — общее количество символов в алфавите, а i — количество бит, которым кодируется каждый символ.
Важно: количество бит всегда только целое число.
Так, если таблица состоит из 256 символов — то на каждый символ надо выделить по 8 бит.

Задание 3. Кодирование текстовой информации


Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из x символов алфавита, если х:

  • 256
  • 45
  • 10
  • 3
  • 65536

Двоичное кодирование графической информации:

9eb8a84bb1c4685508dcf52b02f3b03e

Растровое изображение состоит из отдельных точек, каждая из которых имеет свой цвет. Эти точки в полиграфии называются растром, а вот при отображении растровой графики на экране монитора этот минимальный элемент называется пикселем.

pix

Соответственно, в цифровом виде растровые изображения хранятся в виде поочерёдного двоичного кодирования номеров цветов каждой точки.

Если изображение чёрно-белое — то нам достаточно описать всего два возможных цвета. Один — 0, другой — 1. Значит, для каждой точки нужен 1 бит памяти.

Т.е. если мы имеем чёрно-белое изображение 10 на 10 пикселей, то оно будет весить 100 бит.

N=2i

N — количество отображаемых цветов, i — глубина цвета

Возьмём цветное изображение с палитрой 256 цветов и размеров 10 на 10 точек.
Исходя из формулы, на хранение информации о каждом цвете нам нужно будет 8 бит.

Если говорить о векторной графике, то в цифровом виде хранится описание начальных координат и параметров графических примитивов.

Двоичное кодирование звуковой информации:

Звук — это волна, характеризующаяся амплитудой и спектром частот. Чем больше амплитуда звуковых колебаний, тем громче звук.
Частота: 1Гц — это одно колебание в секунду.

Для хранения в компьютере аналоговую звуковую волну необходимо преобразовать в дискретный цифровой сигнал.
Для этого используют АЦП — аналого-цифровые преобразователи. Например — звуковая карта компьютера.

В ходе преобразования аналоговый звуковой сигнал разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина интенсивности звука — измеряется и фиксируется амплитуда сигнала для выбранной точки. Количество таких измерений за одну секунду называется частотой дискретизации. Частота дискретизации измеряется в Герцах. Соответственно, если мы будет измерять наш сигнал 100 раз в секунду, то частота дискретизации будет равна 100Гц.

Некоторые из используемых частот дискретизации звука:

descr

N=2i
N — количество уровней сигнала, i — глубина кодирования.

Задание 4. Кодирование звуковой информации


Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и глубиной кодирования 24 бита. Запись длится 1 минуту, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какое из приведенных ниже чисел наиболее близко к размеру полученного файла, выраженному в мегабайтах?

  1. 0.2
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Двоичное кодирование видео информации:

По сути видео — это картинка + звук.
Причём картинки меняются с частотой нескольких кадров в секунду.

Практическая работа.


Учебник, страница 160: 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4
Исходные файлы создать самостоятельно.


 

Домашнее задание:
Записи.
Учебник, страница 137. Тест номер: 1.1, 1.4, 1.5.

Leave a Comment

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.